Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


Образование и формирование культуры

    Сегодня необходимы распространение идей устойчивого развития и информирование населения, для реализации чего разрабатываются специальные национальные и международные программы образования в интересах устойчивого развития. И с этим нельзя не согласиться. Но не менее очевидно и то, что качественное общее образование, нацеленное на формирование культуры, – это уже серьезный шаг к устойчивому развитию. Как показывает  практика,  нередко  люди,  прекрасно   информированные по экологическим вопросам и проблемам устойчивого развития, не используют эти познания в своей повседневной жизни, в то время как человек высокой культуры без специальных знаний в этих областях на практике оказывается глубоко «экологичен», искренне не понимая, как можно вести себя иначе. Выбор модели поведения обычно строится не на профессиональных знаниях, а исходя из внутренней мотивации и потребности. Вполне справедливо можно считать, что экологическая культура сегодня является и самостоятельным направлением, и частью общей культуры человека, и характеристикой уровня развития культуры. Это и определяет важность как распространения экологических знаний и идей устойчивого развития, так и качественного общего образования, нацеленного на формирование культуры. «Экологичность» поведения человека оказывается одним из основополагающих принципов этики. Современный этический кодекс устойчивого развития «Хартия Земли», принятый на уровне мирового сообщества, полностью выстроен на основе экологических принципов, бережного отношения к окружающему миру для обеспечения гармонии в социуме и его отношениях с природой.

    Определившаяся ключевая мировоззренческая, культурная и этическая роль экологии позволяет охарактеризовать это направление как приоритет современного развития. В основе разрабатываемых новых форм образования в интересах устойчивого развития лежат экологические представления о необходимости гармонии человека и природы. В настоящее время следует специально говорить о принципиальной важности экологической культуры, а также необходимо предпринимать все возможные меры для развития экологического образования и просвещения, задействовав все возможные механизмы и институты, в том числе возможности средств массовой информации и социальной рекламы, формирования экологического сознания и поведения, с тем чтобы в дальнейшем экологические принципы стали основой любой системы общего образования. Тем более что приоритетом современной системы образования и просвещения все больше становится методология образования для устойчивого развития. В формировании экологической культуры все большее значение, в дополнение к специализированным учреждениям образования и просвещения, приобретает эколого-просветительская деятельность на базе охраняемых природных территорий, объектов культурного и природного наследия, учреждений культуры, включая библиотеки и музеи. Большие перспективы в этом отношении есть по всем направлениям развития культуры, включая спортивное движение.

    Магистральное направление решения задачи – обеспечение ключевой роли экологии в системе образования и просвещения. Прежде всего, это потребность в экологии как науке. Значимость ее все возрастает, поскольку от ее практических успехов зависит дальнейшее развитие представлений о функционировании биосферы и всех ее элементов, требования к любым новым технологиям и проектам. Еще шире потребность в экологии как мировоззрении. Позиционирование экологии как приоритета, который реально определяет основные направления дальнейшего развития – от самой концепции устойчивого развития, в основе которой лежат экологические принципы, и «зеленой» экономики до очевидной «экологизации» политики, права, системы природопользования и всех сторон нашей жизни, ставит на повестку дня необходимость обеспечения базовых представлений об экологии для каждого в программах обучения по общественным наукам, в любой системе общего образования. Этот процесс происходит уже сегодня путем введения элементов социальной экологии, представлений об устойчивом развитии и «зеленой» экономике в обществознании, курсов практической экологии в системе профессионального образования по различным специальностям.

03.07.2024
19.06.2024
22.05.2024
15.05.2024


© Центр устойчивого развития и здоровья среды, 2017  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009