Научно-практическая конференция по экологической психологии «От экологии детства к психологии устойчивого развития» 17-19 марта 2020 года, в Москве в Психологическом институте РАО прошла 9-я всероссийская конференция по экологической психологии. На конференции рассмотрены теоретические, эмпирические, диагностические и прикладные аспекты экологической психологии на настоящем этапе ее развития, проблемы психолого-педагогического обеспечения формирования экологической культуры и экологического сознания современного человека.
В связи с 25-летием Лаборатории экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО были рассмотрены теоретические и методические аспекты развития экопсихологического подхода к развитию психики, включая проблемы и опыт психодидактического использования таких конструктов, как экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий и экопсихологическая модель становления субъектности.
Основные направления работы конференции и модераторы:
- экопсихология: теория, эксперимент, практика (В.И. Панов, ПИ РАО; С.К. Нартова-Бочавер, ВШЭ; Н.М. Сараева, ЗабГУ, Чита);
- психология устойчивого развития и экологического сознания (Д.С. Ермаков, РУДН; М.О. Мдивани, ПИ РАО; В.А. Ясвин, МГПУ, Москва);
- психология образовательной среды (И.А. Баева, РГПУ, Санкт-Петербург);
- психология отношения к глобальным рискам (Т.А. Нестик, ИП РАН, Москва);
- психология городской и пространственной среды (П.Н. Виноградов, РГПУ, Санкт-Петербург; С.Ю. Жданова, ПГНИУ, Пермь; Ю.Г. Панюкова, ПИ РАО, Москва);
- психические состояния в профессиональных и экстремальных условиях (А.Н. Леонова, ФП МГУ; А.С. Кузнецова, ФП МГУ, Москва; А.О. Прохоров, КГУ, Казань);
- психология экологического образования в целях устойчивого развития (Ю.М. Гришаева, МГОУ; А.Н. Захлебный, ИРО РАО, Москва; Н.Ф. Винокурова, НГПУ, Н-Новгород);
- психология и безопасность цифровизации информационной среды (Г.В. Солдатова, ФП МГУ; А.Е. Войскунский, ФП МГУ, Москва);
- экопсихологический подход к развитию психики (В.И. Панов, ПИ РАО, Москва; А.В. Капцов, СамГА, Самара).
Открывал конференцию доклад В.И. Панова «Психология устойчивого развития: проблемы и перспективы», раскрывающий этапы становления экопсихологического подхода к развитию психики за 25 лет существования лаборатории. Виктор Иванович выделил пять этапов развития эколого-психологической проблематики сотрудниками лаборатории, пояснил виды и типы взаимодействия между компонентами отношений в системе “человек-окружающая среда”, обозначил перспективы экспансии эколого-психологических разработок в другие области научной и практической психологии, включая практические и исследовательские задачи, возможности для анализа и интерпретации эмпирических данных, разработки методологических предпосылок для создания новой дисциплины – межвидовой психологии.
Были поставлены вопросы о том, как меняется и развивается субъектность человека в современном мире. Подчеркивалась также важная роль культуры как способа интеграции в среду в условиях глобализации. В частности, снижение культурного разнообразия сравнивалось со снижением биоразнообразия, гипотетически снижающего адаптационные возможности системы. Важной задачей экологической психологии является развитие способности к толерантному – в самом широком смысле этого слова – взаимодействию на всех уровнях экосистемы. Актуальность эколого-психологической тематики определяется не только необходимостью разработки психологических аспектов в решении региональных и глобальных экологических проблем или важностью сохранения природной среды как необходимого условия выживания человека, но и о сохранении родовой сущности человека как существа, сочетающего в себе биологическую, социальную, духовную и психическую формы существования.
Доклад В.М. Захарова «От экологии к психологии устойчивого развития» находился на стыке зеленой этики и экологической психологии. Владимир Михайлович рассмотрел роль экологии как основы для формирования экологической культуры во взаимосвязи со становлением концепции устойчивого развития. Экология будущего представляется как целостное мировоззрение, где каждый член общества должен быть «экологом». Ключевыми аспектами экологической культуры В.М. Захаров назвал Красоту и Гармонию (понимаемые как формы переживания гомеостаза, полного соответствия и баланса всех компонентов живой системы). Кроме того, интересным аргументом о роли культуры и эстетики в формировании экологической этики выступал следующий – человек высокой культуры как правило глубоко экологичен, даже если не имеет специальных знаний, ибо он имеет экологическую интуицию, основанную на переживании гармонии. Девизом новой экологической культуры должен стать лозунг «Экология – это счастье». Также Владимир Михайлович отметил важную роль «позитивного», отчасти даже гедонистического взгляда на экологию («мы делаем это, потому что это приятно»), который позволит снижать стресс и чувство вины, брать личную ответственность за благополучие среды, проявлять заботу о природе и ценить свой вклад в сохранение среды.
Доклад С.В. Алексеева базировался на широкомасштабном социологическом исследовании отношения различных категорий населения Санкт-Петербурга к экологическим проблемам. Рассматривалось пока недостаточно концептуализированное различение между понятиями «образование» и «просвещение». В формировании экологически ответственного субъекта играют большую роль оба компонента, отвечая за разные аспекты гармоничного становления экологического типа сознания. Респонденты разных возрастных групп показали высокую информированность о проблемах окружающей среды, однако уровень сформированности экологических знаний по указанным проблемам нельзя назвать высоким. Все категории населения демонстрируют готовность и мотивацию проявлять заботу об окружающей среде, но испытывают организационный дефицит.
Далее Д.С. Ермаков в своем докладе «Психология устойчивого развития: проблемы и перспективы» представил основные методологические подходы, теоретические концепции и практические проблемы нового научного направления – психологии устойчивого развития. Подчеркивалась важность психологических аспектов и значительный потенциал психологического знания в теоретическом осмыслении и практической реализации модели устойчивого развития, нехватка эксплонем, дефицит гуманитарного осмысления устойчивого развития в психологии, культурологии и почти полное отсутствие осмысления в историческом контексте. Одна из ключевых ролей психологов, по Д.С. Ермакову – способствовать восстановлению осознанных устойчивых отношений с природой, что предполагает определенный образ восприятия Земли и нашего отношения к ней. Созерцание красоты природы, созидательная деятельность на лоне природы – потенциальные модели переживания укорененности на Земле. Подчеркивалась необходимость минимизировать невротизацию, вызванную глобальными и локальными экологическими вызовами, сложностью и турбулентностью современного мира. Разбирались различные аспекты критики устойчивого развития (УР), два дискурса УР – «интеграция» и «ограничение», невозможность реализовать модель УР директивным способом. УР рассматривается как динамический процесс, устремленный в будущее, который постоянно трансформируется, в том числе по мере совершенствования психологических знаний и с учетом потребностей человечества и Земли.
Доклад Е.В. Колесовой носил несколько провокационное название «Почему концепция устойчивого развития не овладевает умами в РФ?». Были разобраны основные аспекты проблем с интеграцией УР в социум – возможный эффект культурного запаздывания, отсутствие политической заинтересованности, информационный вакуум и дефицит поддержки в секторе формального образования, ассоциации с утопиями социализма, отсутствие примеров устойчивого развития в ходе исторического процесса. В частности, упоминалось несоответствие ментальности и базовых ценностей у граждан России соответствующим характеристикам представителям западных сообществ с их ориентацией на прагматику и успех. Разбиралось соотношения “Я-концепции” субъекта и концепции УР, которая не ориентирована на конкретную личность, что вызывает трудности соотнесения индивида с концепцией. Был поставлен требующий осмысления вопрос: Что же такое УР сейчас – идеология, наука, политика, новая религия, культура, утопия или ориентир, миф или реальность? И главное, как это затрагивает обычных людей?
Закрывал пленарное заседание доклад Т.А. Нестика «Отношение россиян к глобальным рискам: социально-психологический анализ», в котором рассматривались алармистский и преадаптативный подход к совладанию с тревогой и глобальными рисками и их связь с оптимизмом и уровнем социального доверия как факторами, показавшими наибольшую корреляцию в выборе той или иной стратегии. Повышение толерантности к неопределенности (преадаптация) характеризуется способностью человека определять свое настоящее и будущее, направленностью на справедливость и заботу о людях и ориентацией на предотвращение глобальных угроз через сотрудничество. Был представлен серьезный анализ психологических особенностей глобальных рисков, наиболее распространенные психологические типы отношения к глобальным рискам: стратегия социальной мобилизации, стратегия депроблемизации, стратегия индивидуальной самозащиты, стратегия эскапизма. Анализировались «Эвристика страха» (Г. Йонас) и негативная футурология как основания ответственности перед будущими поколениями. Напоминание о смерти в новостях сдвигает общественное мнение в сторону консервативных установок, а, в свою очередь, вызванный ими алармизм снижает уровень активности и креативности, что блокирует поиск будущего. Перспективными являются поиски психологических технологий, позволяющих предотвратить соскальзывание к контрпродуктивным стратегиям при панической реакции общества на последствия катастроф, исследования превентивного и проактивного копингов, социально-психологические механизмы формирования позитивного образа будущего в условиях общества риска, психологические функции глобальной и локальной идентичности в коллективном совладании с угрозами.
Более подробно о конференции можно прочитать на сайте "Экопоэзис"
|