Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


Культура, образование и новый этический кодекс "Хартия Земли" (в связи с предложениями к Рио+20)

    Как сделать экологию популярной для граждан и власти обсудили 16 апреля в ОП участники круглого стола, организованного Институтом устойчивого развития ОП.
    «За 15-20 лет написано много диссертаций по устойчивому развитии, 80% — по экономике, экологии эта проблема неинтересна», — отметил профессор кафедры экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования Дмитрий Ермаков. — Экологи не занимаются устойчивым развитием даже в научной сфере
». Поэтому, считает эксперт, вопросы экологии нужно обсуждать в междисциплинарной аудитории.
    Он подчеркнул, что мотивация экологического развития может быть только прагматическая. «В этом нет ничего плохого, опыт Германии и других западных стран свидетельствует не о том, что они любят природу, просто это стоит денег, а они экономят», — заявил Дмитрий Ермаков. «Нам нужно обращение к руководителям предприятий не с призывом сберечь мир, а с выгодными предложениями», — заметил эколог.
    Популяризировать экологическую тему надо с детства, считают эксперты, однако современные школы не спешат насыщать учебные планы предметом экология. Причина — отсутствие поощрения и наказания: нет мотивации для учителей, а невыполнение предписаний вводить часы для экообразования ничем школе не грозит.
    «За границей, если нет экологического компонента, школу могут лишить лицензии, — заметил учитель географии, член Института устойчивого развития Виталий Карагашкин. — У нас единицы школ, которые ввели экологическое образование во второй половине дня».
    Карагашкин подчеркнул, что учителю выгодно заниматься своим предметом, а не экологией, поскольку при новой системе аттестации педагогов, учитель отчитывается по своему предмету, а не по смежным. Результат — экологическое образование уходит из школы, достучаться до подростков невозможно, считают эксперты, это при том, что при наличии двух условий — информированности населения и заинтересованности — можно решить проблему повышения экокультуры.
    «Сегодня выигрышнее говорить не об экологии, а об устойчивом развитии, — заявил директор Института устойчивого развития ОП Владимир Захаров. — Люди должны понимать, что мы обсуждаем не благотворительность, особенно, важно это доносить бизнесу».
    Однако, как считает эколог, все опять же упирается в проблему человеческого запроса, который, по разным причинам еще не сформировался. «Я разговаривал с коллегами из Голландии и спросил, как им удалось добиться такого прорыва в изменении отношения к окружающей среде, чего нашей стране пока не удается сдвинуть, — рассказал Захаров. — По их мнению, Россия еще не дошла до крайней точки, когда настолько плохо, чтобы осознать, чем грозит бездействие в решении экологических проблем».

Пресс-служба Общественной палаты РФ...

23.03.2020
19.03.2020
03.03.2020
20.06.2019


© Центр устойчивого развития и здоровья среды, 2017  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009