Эколого-образовательная среда региона как фактор устойчивого развития В качестве стратегического направления экологической политики в России XXI в. было определено устойчивое развитие как федерального, так и регионального уровней. В науке устойчивое развитие – это прежде всего предвидимое развитие и лишь зaтем упрaвляемое кaкими-либо воздействиями. Поэтому единственной перспективой, позволяющей устойчиво рaзвивaться любому госудaрству (и региону), является смещение приоритетов в интеллектуальную сферу – прежде всего в нaуку и обрaзовaние.
Правительством Мурманской области в последнее десятилетие было уделено внимание вопросам экологического воспитания и просвещения, что зафиксировано в докладах о состоянии окружающей среды на Кольском полуострове в период 1990–2009 гг.
Идеи устойчивого развития были присущи еще мироустройству коренных народов российского Севера – саами и поморам. Так, традиционная культура поморов как самостоятельной этнической группы отражает отношения людей и природы в верованиях, обычаях и традициях, пришедших из глубины веков и позволявших выживать жителям Севера в суровых природно-климатических условиях.
Отношение поморов к морю свидетельствует об элементах экологической культуры жителей Севера, позволявшей жить им в гармонии с природой и не истощать природные ресурсы Поморья.
Жизнь другой группы коренных народов, саами, также была тесно связана с природными циклами. Традиции охоты и рыбалки, выпаса оленей – все это свидетельствует об умении жить в гармонии с природой и не истощать при этом природные ресурсы.
Весь уклад жизни этих народов являлся той самой средой, в которой формировались культурно-поведенческие стереотипы; через традиции и обычаи присваивался опыт взаимодействия человека и природы.
Однако сегодня «разрыв» поколений, промышленное освоение Севера, процессы урбанизации привели к утрате связей, способствующих гармонизации отношений человека и природы.
В настоящее время идеи устойчивого развития в их современном по-нимании находят отражение в политике как федерального, так и регионального уровней. «Решение экологических проблем невозможно без обеспечения устойчивого развития региона». В одном из первых опубликованных докладов государственного комитета по охране окружающей среды Мурманской области «Состояние природной среды и проблемы экологии на Кольском полуострове в 1996 году» в разделе «Прогнозы и рекомендации» указано, что «экологическая политика на территории области проводится с учетом природных, климатических, экономических и социальных условий и сложившейся экологической ситуации… Основополагающим документом в дальнейшем формировании экологической политики на территории Мурманской области является “Концепция перехода РФ к устойчивому развитию”».
В качестве одного из важнейших факторов устойчивого развития региона мы считаем региональную эколого-образовательную среду, которая может быть представлена как среда «питающая экологическую культуру личности и общества» по аналогии с высказыванием П. Флоренского о культуре.
Анализ докладов о состоянии среды Мурманской области в период 1992–2007 гг. позволил выделить следующие этапы развития эколого-образовательной среды, как фактора устойчивого развития региона:
- 1992–1996 гг. – постановка проблемы экологического образования и просвещения;
- 1996–2004 гг. – разработка образовательных программ экологической направленности, «насыщение» эколого-образовательной среды;
- 2004–2007 гг. – попытки анализа ситуации в экологическом образовании области.
Таким образом, состояние современной эколого-образовательной среды в Мурманском регионе имеет следующие характеристики:
- объективность процессов развития эколого-образовательной среды в регионе;
- разворачивание и изменчивость эколого-образовательной среды во времени и пространстве;
- насыщение эколого-образовательной среды «образовательными продуктами» для разных групп «потребителей»;
- взаимопроникновение и взаимодействие локальных эколого-образовательных микросред на уровне региона.
Исследования свидетельствуют о разворачивании эколого-образовательной среды в регионе. В развитии эколого-образовательной среды региона существует ряд проблем:
- неполное использование ресурсного потенциала эколого-образовательной среды;
- недостаточная координация действий между структурными компо-нентами формального и неформального образования;
- широкий спектр разнородных групп субъектов, вовлеченных в эколого-образовательную среду;
- возможности негативного влияния эколого-образовательной среды на формирование ценностных ориентаций населения;
- отсутствие целостной концепции развития эколого-образовательной среды.
Е.Г. Митина
Доцент Мурманского государственного гуманитарного университета
|