Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


Устойчивое развитие Санкт-Петербурга: цели, проблемы, стратегии

    Санкт-Петербург – второй по величине российский город, четвертый по величине город в Европе после Москвы, Парижа и Лондона – «Северная Венеция», «Блистательный Санкт-Петербург», единственный европейский город, центр которого целиком занесен в список сокровищ ЮНЕСКО. Санкт-Петербург – самый многонаселенный город и самый крупный промышленный центр, расположенный на 60 градусе cеверной широты. Город имеет огромное геополитическое и культурное значение в контексте европейского развития в целом и развития региона Балтийского моря в частности.
    Основные перспективы развития Санкт-Петербурга определяются Генеральным планом. Основные цели развития города, согласно Генеральному плану, определены как:

  • стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга (с ориентацией на обеспечение европейских стандартов качества жизни);
  • формирование Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства;
  • укрепление Санкт-Петербурга как главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-запада России.

    Целями территориального планирования в Санкт-Петербурге провозглашены:

  • обеспечение устойчивого развития Санкт-Петербурга;
  • повышение качества городской среды;
  • сохранение и регенерация исторического и культурного наследия; развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
  • обеспечение учета интересов Российской Федерации, интересов жителей Санкт-Петербурга и их объединений, интересов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.

    В рамках реализации Генерального плана развития Санкт-Петербурга предусмотрена разработка целого ряда местных законов, призванных регулировать основные направления развития города, среди них следующие: об объектах культурного наследия; о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах; об особо охраняемых природных территориях; о недрах; о почвах; об обращении с отходами; о лесе; о животном мире; о природопользовании и охране окружающей среды; об охране атмосферного воздуха; о защите от шума; о радиационной безопасности; об электромагнитной безопасности.
    Несмотря на то, что устойчивое развитие обозначено приоритетной целью развития Санкт-Петербурга, следует отметить, что в списке «установок социально-экономического развития», перечисленных в разделе «Цели территориального планирования», отсутствуют экологические цели, большинство из обозначенных приоритетов относятся к развитию определенных секторов экономики: промышленности, торговли, науки, объектов коммерческо-деловой сферы.
    Генеральный план вызвал большие дебаты, критику и обсуждение в СМИ. Совершенно очевидно, что основные размерности устойчивого развития города в нем не связаны воедино. В качестве ключевых принципов, на которых базируется развитие Санкт-Петербурга, администрацией города признаны стабильность, сбалансированность, реконструкция и органический рост. В то же время нефинансовые составляющие качества жизни, безопасность среды, сохранение зеленых зон и насаждений, демократическое участие в принятии решений, а также снижение воздействий на окружающую среду, не фигурируют в качестве ключевых приоритетов. Исходя из заданных приоритетов развития города, можно ожидать дальнейшего роста нагрузки на окружающую среду со стороны промышленности и транспорта. Скорость, скоординированность и степень планируемых нововведений в области общественного транспорта и организации эргономичного, безопасного и дружественного человеку пространства для жизни представляются недостаточными.
    Несомненно, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности осуществляет регулярный мониторинг окружающей среды Санкт-Петербурга, каждый два года выпуская отчет о качестве окружающей среды. Несколько лет назад Комитетом был запущен международный проект «Информационно-коммуникационные технологии для поддержки устойчивого управления городом», который был направлен на создание интерактивной информационной системы, которая могла бы помочь в получении информации о концентрациях загрязняющих веществ, выбросов, состоянии зеленых насаждений и зеленых зон, почв, образовании отходов и других пространственно распространенных данных, необходимых для лиц принимающих решения в сфере городского управления. Помимо этого 20 февраля 2010 года Комитетом был запущен экологический портал, где может быть найдена текущая информация по экологическому контролю, экологической безопасности и экологической культуре. Проект был направлен на создание службы, направленной на то, чтобы жители Санкт-Петербурга получили большую осведомленность о проблемах окружающей среды города.
    К сожалению, индикаторы устойчивого развития не представлены на экологическом портале Санкт-Петербурга, а понятие устойчивого развития лишь декларируется в принятой Правительством Санкт-Петербурга Экологической политике на 2008-2012 год.
    В соответствие с данным документом, «экологическая политика Санкт-Петербурга (далее – экологическая политика) определяет участие исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Санкт-Петербурга в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности настоящего и будущих поколений жителей Санкт-Петербурга, воспроизводства природных ресурсов, сохранения биосферы». Здесь в качестве акторов рассматривает лишь органы исполнительной власти, гражданское сообщество, представителей науки, бизнеса и просто жителей мегаполиса субъектами экологической политики не рассматриваются. Документ не определяет взаимодействие заинтересованных акторов и не рассматривает с системных, синергетических позиций управление окружающей средой города, устойчивое развитие Санкт-Петербурга.
    Несмотря на серьезную работу и усилия Комитета по природопользованию, по улучшению качества окружающей среды Санкт-Петербурга, ситуация в городе, рассмотренная с позиции его жителя, сегодня может быть охарактеризована, как нарушающая права жителя города на благоприятную и комфортную среду обитания, соответствующую европейским стандартам качества жизни. Основными проблемными точками являются транспортная стратегия, стратегия управления бытовыми муниципальными отходами, зеленые зоны общего пользования, внутриквартальная точечная застройка, энергоэффективность, здоровье населения, социальная ответственность бизнеса. Все эти факторы ухудшают качество жизни горожан, влияют на их здоровье, разрушают их идентичность с городской средой, усугубляют психологический стресс и дискомфорт.
    Очевидно, что решение данных проблем требует их рассмотрения с позиции устойчивого развития, в том числе и как проблем управления общественными благами. На этой основе и с опорой на системное междисциплинарное видение проблем должны быть разработаны стратегии эволюционного устойчивого развития Санкт-Петербурга.
    Несомненный интерес представляет сравнительный анализ индикаторов устойчивого развития Европейских городов, городов Балтийского региона, стратегий устойчивого развития регионов с позиции выявления различий в административных, экономических инструментах экологической политики, включая транспортные стратегии, стратегии управления отходами, стратегии демократического участия в решении проблем устойчивого развития, индексов качества жизни. Сравнительный анализ некоторых индикаторов для Санкт-Петербурга и ряда городов Финляндии представлен на сайте Союза Балтийских городов.
    Выполненный нами сравнительный анализ индикаторов устойчивого развития Санкт-Петербурга и Лондона позволяет сделать выводы об их основных различиях. В исследовании мы опирались на доступные региональные статистические данные с 2004 по 2007 гг. Индикаторы устойчивости, охваченные этим анализом, включают следующие:
a) условно представляющие экономическую размерность (валовой региональный продукт, индекс безработицы, общее потребление электричества и газа);
b) условно представляющие социальную размерность (общая численность населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин и женщин, количество зарегистрированных преступлений);
с) условно представляющие экологическую размерность (общая площадь, процент площади зеленых зон, выбросы загрязняющих веществ (CH4, NOx), включая выбросы, связанные с автотранспортом – СО и летучие органические углероды неметанового ряда (NMVOC )).
    Анализ показал, что два крупных европейских города, Санкт-Петербург и Лондон, стоят перед лицом схожих проблем и нуждаются в растущих объемах энергии, продуктов и ресурсов, в управлении растущими потоками твердых муниципальных отходов, в сокращении выбросов от расширяющегося парка автомобилей и в системной модернизации. Решения, которые были найдены в процессе развития городов, включая развитие систем общественного транспорта, вторичную переработку отходов, изменение стиля жизни, дизайн энергетических систем и переход на возобновляемые источники энергии и так далее, внедрены в этих городах в разной степени. Оба города разработали системы политических инструментов для решения вопросов устойчивого развития, при этом Санкт-Петербург опирается на Генеральный план развития города, экологическую политику и местные законы, а Лондон основывает свою политику на комплексе стратегий устойчивого развития.
    Стратегии, принятые в Лондоне, обеспечивают большую гибкость и большую возможность быстрее адаптироваться к меняющимся условиям, чем относительно более жесткое юридическое поле в Санкт-Петербурге. Демократическая составляющая в процессе управления в Санкт-Петербурге находится на гораздо более низком уровне, чем в Лондоне.
    Санкт-Петербург имеет хороший потенциал для продвижения по пути устойчивого развития, но для его реализации должны быть выполнены слудующие условия:

  • демократические выборы губернатора (мэра) города на фиксированный срок с определением его персональной ответственности за качество окружающей среды в городе и качество жизни горожан;
  • новая структура городского управления для обеспечения устойчивого развития, которая объединила бы разрозненные и слабо связанные комитеты через цели, задачи и ответственность по реализации концепции устойчивого развития;
  • системные стратегии устойчивого развития для города в целом, его районов, промышленных территорий, муниципалитетов, товариществ собственников жилья, включая транспортную инфраструктуру, зеленые зоны, зеленую архитектуру, общественные пространства и так далее.
  • разработка законодательных актов для реализации стратегий устойчивого развития и достижения показателей устойчивости в соответствии с экологическими, социальными и экономическими индикаторами;
  • законодательное закрепление инструментов демократического управления и гражданского участия в принятии стратегических решений и контроля реализации стратегий устойчивого развития;
  • интенсификация усилий в области образования для устойчивого развития, в особенности университетского уровня, а также повышения квалификации в области устойчивого развития лидеров промышленности, бизнеса, чиновников городской администрации;
  • развитие технологии связей с общественностью, включая дискуссии в средствах массовой информации и разработку социальной экологической рекламы;
  • изменения сознания горожан в сторону поворота к приоритету экологических ценностей в противоположность ценностям власти и достижения сиюминутной экономической выгоды, что должно быть основой развития экологической культуры.

И.А. Шмелева
Доцент Санкт-Петербургского государственного университета

23.10.2019
20.06.2019
19.06.2019
17.06.2019


© Центр устойчивого развития и здоровья среды, 2017  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009