Научно-экспертный центр
института биологии развития
Российской академии наук


Проблемы и приоритетные направления устойчивого развития Ростовской области

    В современных условиях российские регионы приобретают все большую самостоятельность в выборе приоритетных направлений своего развития, основная цель которого с точки зрения взаимодействия «центр» - «регионы» состоит в обеспечении самодостаточности региональной экономики и снижении дотационности региональных бюджетов, за счет стимулирования регионального экономического роста, повышения собственных доходов и развития своей налогооблагаемой базы. В такой постановке Ростовская область должна стремиться к обеспечению дальнейшего экономического роста, однако не на базе ресурсоемких и энергозатратных технологий, а за счет вовлечения предпринимательского сектора в процессы модернизации и внедрения энергоэффективных, экологически чистых технологий, что обеспечит устойчивое развитие региона.
    Ростовская область в целом имеет предпосылки для успешной интеграции в систему мирохозяйственных связей (выгодное геополитическое положение, наличие развитой инфраструктуры, в том числе, транспортной, развитый экспортоориентированный сектор). В регионе устойчиво растут промышленное производство, доходы населения и потребительский рынок. Однако одновременно усиливается социально-экономическое неравенство. Бюджет области остается дотационным, 1/3 его доходов составляют безвозмездные перечисления из бюджета РФ. В общем зачете РФ по основным макроэкономическим показателям Ростовская область не входит даже в 30 лучших субъектов. По прогнозам специалистов, в ближайшие годы Ростовская область не сможет снизить уровень зависимости от средств федерального бюджета, что требует коренной трансформации принципов и приоритетов реализуемой в регионе социально-экономической политики.
    Основным приоритетом социально-экономической политики Ростовской области должно стать обеспечение устойчивости экономики региона, и в первую очередь, за счет стимулирования инвестиций в человеческий капитал. Для этого, на наш взгляд, необходимо содействовать развитию институтов социальной ответственности бизнеса, обеспечить реализацию ряда мер по развитию сельских территорий, сделать более масштабной практику применения государственно-частных схем взаимодействия, обеспечивающих привлечение частного капитала в социально значимые, но низкоприбыльные и долгоокупающиеся проекты в регионе. На первый план выходит экономическая реструктуризация, поиск новых направлений роста, содействие переобучению, повышению квалификации трудоспособного населения, повышение трудовой мобильности и борьба с заболеваниями, истощающими человеческий потенциал.
    В регионе также наблюдается дисбаланс между использованием и воспроизводством природных ресурсов: экономический рост экономики региона обеспечивается в основном за счет увеличения загрязнения и деградации окружающей среды, исчерпания природных ресурсов, нарушения баланса биосферы и климата. Это ведет к ухудшению здоровья населения и ограничивает возможности дальнейшего развития региона. В то же время незначительные колебания объемов выбросов/сбросов в атмосферу и водные объекты загрязняющих веществ связаны в большей степени с колебаниями объемов производства, а не с его экологизацией. Продолжают накапливаться твердые отходы, объем их переработки недостаточен, в силу чего они продолжают накапливаться: в 2007 г. - 86216,7 тыс. тонн, в 2008 г. – уже 86578 тыс. тонн. При этом в 2009 г. произошло также существенное сокращение инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (почти в три раза по сравнению с 2008 г.).
    Выявленные выше диспропорции представляют собой препятствия для обеспечения устойчивого развития региона и требуют выработки соответствующих мер по их устранению. Для ликвидации выявленных диспропорций реализация мер по модернизации и энергоэффективности экономики на базе таких экологически чистых технологий требует развитого инновационного сектора. При этом приоритетным направлением его развития должна стать модернизация инфраструктуры с учетом приоритетности развития сельских территорий региона, увеличения доли малых и инновационных предприятий. В этой связи целесообразно разработать ряд мер, направленных на приоритетную поддержку развития и создания новых малых и средних фермерских хозяйств, с привлечением в данную сферу инновационных технологий рационального землепользования. Такой вид деятельности должен получить максимальную поддержку от региональных органов власти. Для этого региональным органам власти необходимо не только разработать соответствующие меры поддержки, но и осуществлять с такими предприятиями плотную разъяснительную и консультационную работу. В частности, должны быть организованы специализированные центры при региональных и муниципальных органах власти, которые должны работать ежедневно с полным рабочим днем и в реальном свободном режиме могут отвечать на вопросы предпринимателей, помогать им в оформлении документов и в поиске оптимальных для конкретного предприятия форм поддержки. Региональные органы власти также должны продолжить работу с банковским и крупным предпринимательским сектором в содействии развитию малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе, а также малого инновационного бизнеса. Таким образом, поддержка инновационных видов деятельности на пересечении приоритетов модернизации и энергоэффективного развития инфраструктуры, сельских территорий и малого-среднего бизнеса в агропромышленном комплексе региона может стать своеобразной «точкой роста», обеспечивающей его устойчивое развитие.
    Для продвижения дальнейшего развития в направлении создания «зеленой экономики» в регионе должны быть проведены работы по разработке системы показателей устойчивого развития, а также, что особенно важно, по их внедрению в непосредственный управленческий процесс. Данные показатели позволяют отразить эффективность реализованных в сфере экологизации экономики мероприятий, а также формируют дальнейшую базу для принятия решений в этой области. Для разработки и учета данных показателей целесообразно привлекать научную общественность Ростовской области, ведущую активную работу в данной направлении. Целесообразно также осуществлять экспертную оценку принимаемых в регионе крупных инвестиционных проектов с точки зрения их влияния на показатели устойчивого развития.
    При этом процесс модернизации должен опираться на инструменты экологизации производственной сферы, из зарубежной практики целесообразно воспользоваться принципами выдачи комплексных экологических разрешений (КЭР) на основе справочников по наилучшим доступным технологиям (НДТ).
    При этом в процесс выдачи КЭР для конкретной установки могут быть вовлечены государственные органы власти различных уровней, осуществляющие контроль различных видов негативных воздействий на окружающую среду. Сама процедура разработки таких справочников по НДТ потребует целенаправленной работы большого количества специалистов, кроме того эта работа не может быть сделана за короткий срок, в связи с чем потребуются серьезные организационно-экономические мероприятий, инициатором которых должно стать Федеральное Правительство и региональные органы власти.

М.А. Пономарева
Доцент Ростовского государственного экономического университета

05.03.2024
22.02.2024
25.12.2023
21.11.2023


© Центр устойчивого развития и здоровья среды, 2017  
Разработка сайта: IntraSoft, 2009